
"Молочница": взгляд специалиста
Интервью с доктором медицинских наук, профессором Казанской медицинской академии, главным акушером-гинекологом Поволжья Ларисой Ивановной Мальцевой.
Покуль Лилиана Викторовна, д.м.н., врач-онкогинеколог, доцент кафедры акушерства, гинекологии и репродуктивной медицины ФПК МР РУДН
Профессор Лилиана ВикторовнаПокуль Лилиана Викторовна представила новый взгляд на последствия гистерэктомии и овариоэктомии с позиции изменений ЦНС, митохондриальной дисфункции и оксидативного стресса. А так же озвучила последние данные относительно возможностей назначения МГТ у женщин, перенесших гинекологический рак.
Взглянем на эту проблему сквозь призму ЦНС, ведь именно головной мозг в первую очередь страдает при нехватке гормонов. Будь то физиологическое снижение или резкая потеря стероидов у женщины после овариоэктомии.
Дегенеративные процессы в нейронах головного мозга возникают вследствие нарастающей митохондриальной недостаточности.
Как это происходит? Митохондрия – уникальная органелла, имеющая даже собственную ДНК.
Благодаря митохондриям мы дышим, с их помощью вырабатывается АТФ. Однако, митохондрия может синтезировать и свободные радикалы. Этот процесс особенно активно происходит у женщин при постгистерэктомическом синдроме, а также у женщин, имеющих тяжелые климактерические расстройства в связи с нехваткой стероидных гормонов. В результате накопления агрессивных форм кислорода и свободных электронов (радикалов), митохондрия сама себя «убивает» – запускается каскад окислительно-воспалительных реакций, который приводит сначала к дисфункции, а затем к гибели митохондрии. Митохондриальная дисфункция запускает целый ряд окислительно-воспалительных реакций, приводящих к клеточной гипоксии и дисфункции клеток (в т.ч., нейронов).
Можем ли мы помочь в этой ситуации? Безусловно можем, особенно на стадии компенсаторной гипоксии. Наша помощь будет состоять в борьбе с оксидативным стрессом и восстановлении работы митохондрий. И в этом основная роль у женщин с постгистерэктомическим или постовариоэктомическим синдромом принадлежит эстрогенам.
Эстрогены являются одними из важнейших антиоксидантов в организме женщины, поскольку работают на монооксигеназную систему и тормозят окислительный стресс. Эстрогены повышают уровень компонентов дыхательной цепи, усиливая защитные механизмы против разрушительного действия свободного кислорода (свободных радикалов) на клетку.
Вот почему процессы старения ускоряются на стадии менопаузы, а у женщины после оварио- или гистерэктомии (даже при сохраненных яичниках) очень быстро проявляются все патологические проявления менопаузы. При овариоэктомии резко прогрессируют дегенеративные процессы в холинергических нейронах, что приводит к потере памяти. Женщины, которые находятся в перименопаузальном, а потом в постменопаузальном периоде, также жалуются на ухудшение памяти. Поэтому сегодня мы вправе говорить о менопаузальной гормональной терапии (МГТ) препаратами эстрогенов в сочетании с гестагенами, как антиоксидантой терапии.
Эндогенные эстрогены работают как противовоспалительные агенты. Однако, пероральный прием эстрогенов может привести к усилению неспецифического воспалительного процесса, так как метаболизм пероральных эстрогенов в печени сопровождается образованием сульфатных групп метаболитов, которые потенцируют прововоспалительный эффект цитокинов. При трансдермальном пути введения эстрогенов этого не происходит.
Поскольку одним из процессов, тесно связанных с митохондриальной дисфункцией, является неспецифическое воспаление, нельзя не сказать о влиянии эстрогенов на это звено клеточного повреждения. Дело в том, что эндогенные эстрогены работают как противовоспалительные агенты, так как конкурируют с противовоспалительными цитокинами за общие звенья внутриклеточной передачи, тем самым нивелируя процессы неспецифического клеточного воспаления.
Однако пероральный прием эстрогенов может привести к усилению неспецифического воспалительного процесса. Это связано с тем, что пероральный путь поступления эстрогенов и их первичное прохождение через печень являются не физиологичными процессами. Метаболизм пероральных эстрогенов в печени сопровождается образованием сульфатных групп метаболитов, которые потенциируют прововоспалительный эффект цитокинов. А вот при трансдермальном пути введения эстрогенов этого не происходит, поскольку действующее вещество попадает непосредственно в большой круг кровообращения, аналогично тому, как это происходит с эндогенными эстрогенами. Поэтому, среди эстрогенов в МГТ препаратом выбора, с точки зрения влияния на неспецифическое клеточное воспаление, как одно из важнейших звеньев клеточной дисфункции, будет трансдермальный гель 17β-эстрадиола. А в качестве оптимального гестагенного компонента, с точки зрения влияния на ЦНС в том числе, оптимальным будет микронизированный прогестерон.
Какие виды рака в анамнезе являются противопоказаниями к назначению МГТ, а при каких МГТ не только безопасна, но и необходима?
Согласно последним данным 2020 года: 4
• Применение МГТ у женщин, отягощенных раком молочной железы – не рекомендуется
• Применение после стромальной саркомы и лейосаркомы матки – не рекомендуется
• Карциносаркома матки – назначение МГТ возможно
• Рак яичников – МГТ возможна, а в ряде случаев связана с преимуществом выживания.
Однако, при опухолях гранулезных клеток рекомендуется избегать системной МГТ
• Рак шейки матки, вульвы и влагалища (плоскоклеточные) – данные неоднозначны. В ряде случаев МГТ может использоваться при раке шейки матки, если нет других противопоказаний.
Таким образом, на сегодняшний день можно сделать следующие выводы:
• Постгистерэктомический и постовариоэктомический синдром сопровождаются накоплением свободных радикалов и формированием оксидативного стресса.
• Эстрогены являются мощными антиоксидантами. Поэтому, МГТ – наиболее совершенный и приемлемый метод терапии постовариоэктомического и постгистерэктомического синдрома, в том числе, у женщин с некоторыми видами гинекологического рака.
• Предпочтение необходимо отдавать трансдермальным формам эстрогенов, а в случае необходимости дополнительного использования гестагена, препаратом выбора является микронизированный прогестерон.
Интервью с доктором медицинских наук, профессором Казанской медицинской академии, главным акушером-гинекологом Поволжья Ларисой Ивановной Мальцевой.
О причинах, симптомах и эффективных способах лечения, предотвращающих рецидивное течение молочницы
Зачем использовать препарат местного воздействия, если МГТ можно проводить системно, повышая уровень эстрогена во всем организме? Однако для выбора местной гормональной терапии есть, как минимум, несколько весомых причин...
Как на самом деле «работают» в организме витамины и микроэлементы? Получаем ли мы все необходимое с пищей и всегда ли можно понять, чего организму не хватает?